Постапокалиптика
 
 Постапокалиптика — жанр научной фантастики, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
 

 Постапокалиптика зародилась в конце XIX — начале XX веков. Первое классическое произведение этого жанра — роман Ричарда Джеффериса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. Сценарий Джеффриса, согласно которому сразу же после катастрофы следует период варварства, а вслед за ним новый (неурбанизированный) феодализм, многократно использовался впоследствии, в том числе и в «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Сползания к этому сценарию изо всех сил стараются не допустить герои «Молота Люцифера» Ларри Нивена и Джерри Пурнеля.

 На постапокалиптическую образность отчасти повлияли картины деградировавшего человечества и остывающей Земли в романе Уэллса «Машина времени» (а в его экранизации причиной деградации становится именно глобальная катастрофа). «Новая волна» добавила к постапокалиптическому пейзажу банды байкеров («Долина проклятий» Роджера Желязны) — черта, популяризованная в «Безумных Максах». С появлением кино, а позже — компьютерных игр жанр оказался востребован и там. Одними из самых известных кинопроизведений жанра являются серия фильмов «Безумный Макс», «Книга Илая», а среди игр — серии Fallout, Half-Life 2 и S.T.A.L.K.E.R.(основанная на «Пикнике на обочине» Стругацких), Metro 2033(основанная на одноименной книге Дмитрия Глуховского «Метро 2033»).
 
  • Особенности:
     Основным характеристическим признаком постапокалиптики является развитие сюжета в мире (или ограниченной его части) со специфической историей. В прошлом этого мира цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем мир пережил некую глобальную катастрофу, в результате которой цивилизация и большинство созданных ею богатств были уничтожены. В качестве катастрофы, уничтожившей мир, чаще всего используются: третья мировая война с применением оружия массового поражения (ядерного, химического или биологического), вторжение инопланетян, восстание машин под предводительством искусственного разума (роботов), пандемия, падение астероида, появление доисторических чудовищ, климатическая или иные катастрофы.

     Типичный постапокалиптический сюжет начинает развиваться, как правило, спустя значительное время после катастрофы, когда её «поражающие факторы» сами по себе уже перестали действовать. В том или ином виде до читателя (зрителя) обычно доводится в сжатом виде история общества с момента катастрофы: непосредственно за ней следует период дикости, затем выжившие концентрируются вокруг сохранившихся источников жизнеобеспечения, стихийно образуются те или иные социальные структуры.

Часто в одном произведении апокалиптика сочетается с постапокалиптикой, изображение катастрофы как таковой — с изображением её непосредственных последствий и её влияния на жизнь выживших. Иногда в повествовании рассматривается срез современной действительности через призму восприятия далёких поколений. В литературе этот жанр близко примыкает и иногда смешивается с киберпанком. Постапокалиптическими можно назвать и образы мест «локальных катастроф» — например, заброшенных территорий, в обилии оставшихся на территории Советского Союза после его распада — с полуразвалившимися зданиями, заросшими травой, с валяющимися тут и там ржавыми остовами техники и механизмов. К этой ветви постапокалиптики принадлежат и образ «безлюдных пространств» Крапивина, и «Пикник на обочине» братьев Стругацких.
 
  • История:
     Первым современным произведением в истории этого жанра возможно является недавно экранизированный трёхтомный роман Мэри Шелли «Последний человек» (1826).

     Формирование постапокалиптики как жанра относится к периоду конца XIX — начала XX веков. Классическое произведение жанра — роман Ричарда Джеффериса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. Сценарий Джеффериса, согласно которому сразу же после катастрофы следует период варварства, а вслед за ним новый (неурбанизированный) феодализм, многократно использовался впоследствии, в том числе и в «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Сползания к этому сценарию изо всех сил стараются не допустить герои «Молота Люцифера» Ларри Нивена и Джерри Пурнеля.

     На постапокалиптическую образность отчасти повлияли картины деградировавшего человечества и остывающей Земли в романе Уэллса «Машина времени» (а в его экранизации причиной деградации становится именно глобальная катастрофа).

     

«Новая волна» добавила к постапокалиптическому пейзажу банды байкеров («Долина проклятий» Роджера Желязны) — черта, популяризованная в «Безумных Максах». С появлением кино, а позже — компьютерных игр жанр оказался востребован и там. Одними из самых известных кинопроизведений жанра являются серия фильмов «Безумный Макс», «Книга Илая», а среди игр — серии Fallout, Half-Life 2 и S.T.A.L.K.E.R. (основанная на «Пикнике на обочине» Стругацких), Metro 2033 (основанная на одноимённой книге Дмитрия Глуховского «Метро 2033»).

Категория: Интересные статьи | Добавил: Сумрак (25.06.2011)
Просмотров: 2724 | Теги: постапокалиптика | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: